неділя, 18 грудня 2016 р.

Половозрастные различия психических функций младших школьников

Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам.
До 8-ми лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек. Девочки более чувствительны к шуму. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если в горизонтальной плоскости мало места, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, залезают на шкаф.
У девочек достаточно лояльное отношение к формам и содержанию учебной работы, у мальчиков же резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще.
Cодержание учебных предметов имеет технократическую, естественнонаучную тенденцию. Процесс обучения можно рассматривать как преимущественно мужской. Формы же организации обучения построены таким образом, что требует прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости. Эти требования по психофизиологическим параметрам ближе к женским.
В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более  внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует на получение необходимого результата. Учителя математики свидетельствуют, что девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляции с числами и формулами), а мальчики с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.
Девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии. У девочек выше беглость речи, они лучше и быстрее понимают письменный текст.
Мужской пол более сообразителен, находчив, изобретателен, чем женский. Женский пол более адаптируемый, чем мужской. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач. Мальчики же стараются уйти из-под контроля, так как им адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно.
Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми.
Время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики врабатываются долго. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.
Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате неверный ответ.
Девочки обычно лучше выполняют типовые шаблонные задачи. А это именно то, что требуют в школе. Сначала детям объясняют, как надо решать задачу, затем решается серия шаблонных заданий. Минимальные требования к новаторству, максимальные – к тщательности исполнения. Этот метод хорош для девочек, мальчик же должен сам участвовать в поиске решения задачи.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Необходимо учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мама, воспитатель-женщина, учитель-женщина долго ругают мальчика, нагнетают эмоции, сердятся на то, что он не переживает вместе с ними, остается равнодушен к их словам, в то время как внешнее равнодушие мальчика объясняется тем, что у него уже прошел пик эмоциональной активности на первых минутах разговора. Он не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, он отключил слуховое восприятие, информация до него не доходит. В общении с мальчиками для достижения воспитательного эффекта необходимо ограничить длину нотации, но сделать ее емкой по смыслу. Объясняйте ситуацию коротко и конкретно.
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Девочки применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание. Традиционное образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе девочки обучаются успешнее. Следовательно, в наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам не подходят существующие методики и программы. В этой связи правополушарные мальчики наиболее подвержены школьным неврозам.
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Поэтому девочки до 10-ти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.
Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.
По уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Немає коментарів:

Дописати коментар